Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ярославской области

Угличский индустриально-педагогический колледж

основан в 1871 году

Угличский индустриально-педагогический колледж
152615, Ярославская область, г. Углич, ул. Академика Опарина, д.2
(48532) 2-22-39, 2-01-52 upk.uglich.yar@mail.ru

(48532) 2-22-39, 2-01-52

152615, Ярославская область,

г. Углич, ул. Академика

Опарина, д.2

upk.uglich.yar@mail.ru

Профессия 15.01.23 Наладчик станков и оборудования в механообработке

Федеральный государственный образовательный стандарт НПО по профессии 151902.01 Наладчик станков и оборудования в механообработке

График учебного процесса на 2017-2018 учебный год

Рабочий учебный план

Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей

Название дисциплины/ модуля Аннотация
Программы общеобразовательных дисциплин
Русский язык Основная цель базовой подготовки студентов по русскому языку – повышение уровня его языковой компетентности. Данная программа направлена на повторение, систематизацию и углубление сведений и формирование умений по фонетике, лексике, грамматике, орфографии, пунктуации и стилистике. При этом предусматривается подача материалов крупными блоками, что дает возможность студентам более глубоко осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке.
Литература Основная цель курса преподавания литературы – это формирование духовного мира, развитие эстетического вкуса и читательских навыков. Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на формирование следующих умений студентов: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Иностранный язык Данная программа отражает требования стандарта общего образования по иностранному языку на завершающем этапе обучения в общеобразовательной школе. Иностранный язык преподается на базовом уровне и предполагает изучение основных тем школьной программы 10-11 классов. Основными задачами данного курса является формирование умений и навыков построения монологического и диалогического высказывания на иностранном языке в рамках изучаемой тематики; использования иностранного языка в различных ситуациях общекультурной сферы в соответствии с коммуникативной задачей; использования различных стратегий чтения и аудирования при работе с текстом на иностранном языке общекультурной и профессиональной направленности; освоение лексического и грамматического минимума иностранного языка.
История Программа предусматривает изучение всей совокупности фактов, событий, явлений истории России и мира с учетом новейших исторических исследований. История народов и государств показана в связи с внутренней и внешней политикой, развитием и усложнением общественно-политического строя. В программе нашла отражение роль выдающихся деятелей государства, культуры, науки с точки зрения их общественной значимости.
Обществознание Программа дисциплины базового уровня предполагает изложение социальных явлений в логической последовательности с учетом различных взглядов на общество. Рассматривается широкий спектр концепций и воззрений, связанных с общественным развитием. Программа предусматривает рассмотрение ключевых тем общественных наук и проблемных вопросов, связанных с развитием общества как в прошлом и настоящем, так и в будущем. Ряд тем нацеливает обучающихся на будущую профессию.
Экономика Настоящая программа предусматривает реализацию следующих целей экономического образования: формирование основ экономического мышления; адаптация обучающихся к рыночным экономическим условиям; приобретение навыков принятия эффективных экономических решений в повседневной жизни; выработка умения выносить аргументированные суждения по вопросам в области экономической политики государства. Реализация поставленных целей поможет обучающимся стать более ответственными гражданами, подготовит их к активному участию в экономической жизни страны и в жизни гражданского общества в целом. Программа включает в себя изучение общеэкономических вопросов и основ теории предпринимательства.
Право Изучение курса права (базовый уровень) предполагает усвоение основных понятий теории права, положений Конституции Российской Федерации. Последовательно рассматриваются основные характеристики Российского государства, закрепленные в Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, раскрываются система и функции органов, осуществляющих государственную власть в России. Уделяется внимание деятельности государственных и негосударственных правоохранительных органов Российской Федерации. Предусмотрены теоретические занятия и практические работы.
Химия Рабочая программа по химии составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (базовый уровень). Курс химии имеет комплексный характер, включает основы органической, общей и неорганической химии. Изучение химии на базе среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира; овладение умениями: называтьизученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре, определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях и др.; проводитьсамостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах, связывать изученный материал со своей профессиональной деятельностью, решать расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям.
Биология В задачи курса биологии входит выработка умений анализировать и обобщать явления и факты, устанавливать причинно-следственные связи в строении и функционировании клеток, тканей, органов и организмов в их взаимоотношениях друг с другом и условиями окружающей среды, объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах, сравнивать биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения, анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Физическая культура Изучение физической культуры на базовом уровне полного общего образования направлено на достижение следующих целей: развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью; овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специальными прикладными физическими упражнениями с базовыми видами спорта; освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций; приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
ОБЖ Изучение основ безопасности жизнедеятельности направлено на достижение следующих целей:воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью; ответственного отношения к сохранению окружающей среды; развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; потребности ведения здорового образа жизни; освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства; формирование умений; оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Математика Математика изучается как профильная учебная дисциплина. На освоение программы отводится 444 часа максимальной учебной нагрузки обучающегося, в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 296 часов. Изучение математики направлено на формирование представлений о математике как универсальном языке науки, развитие логического мышления, овладение математическими знаниями и умениями, а также воспитание средствами математики культуры личности. Данная программа включает не только традиционные для общеобразовательного курса разделы алгебры и начал анализа, геометрии, но и элементы комбинаторики, теории вероятности и математической статистики.
Физика Курс предназначен для изучения физики с целью формирования физической картины мира с использованием научного метода познания окружающего мира. Изучение курса физики на профильном уровне призвано обеспечить развитие познавательных способностей студента, расширение его интеллектуальных возможностей. Курс рассчитан на 153 часа аудиторных занятий. По окончании изучения данной дисциплины обучающийся должен понимать сущность метода научного познания окружающего мира, владеть основными понятиями и законами физики, воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).
Информатика и ИКТ Программа дисциплины разработана на основе требованиий государственного образовательного стандарта. На изучение данной дисциплины отводится 162 часа, в том числе на самостоятельную работу студентов – 54 часа. Изучение данного курса позволит составить представление о предмете информатики и ИКТ; изучить назначение и основные характеристики средств информатизации; сформировать умения создавать информационные объекты сложной структуры, осуществлять поиск информации.
Программы дисциплин общепрофессионального цикла
Технические измерения Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессиональной подготовки по профессии НПО 151902.01 «Наладчик станков и оборудования в механообработке». В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости; основы взаимозаменяемости; методы определения погрешностей измерений; основные сведения о сопряжениях в машиностроении; размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку; устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно - измерительных инструментов и приборов; методы и средства контроля обработанных поверхностей. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка – 108 часов, в том числе: обязательная  аудиторная учебная нагрузка - 72 часа; самостоятельная работа - 36 часов.
Техническая графика Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессиональной подготовки по профессии НПО 151902.01 «Наладчик станков и оборудования в механообработке». В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать основы черчения и геометрии; требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД); правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей; способы выполнения рабочих чертежей и эскизов;основы черчения и геометрии программы АutoCAD.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:максимальная учебная нагрузка – 108 часов, в том числе: обязательная  аудиторная учебная нагрузка - 72 часа;самостоятельная работа - 36 часов.  
Основы электротехники В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей; использовать в работе электроизмерительные приборы; пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом обоорудовании.В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников; методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей; свойства постоянного и переменного электрического тока; принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока; электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь; свойства магнитного поля; двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия; правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании; аппаратуру защиты электродвигателей; методы защиты от короткого замыкания;заземление, зануление. Предусмотрена итоговая аттестация в форме экзамена.
Основы материаловедения Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессиональной подготовки по профессии НПО 151902.01 «Наладчик станков и оборудования в механообработке». В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности; наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; основные сведения о металлах и сплавах; основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка – 108 часов, в том числе:обязательная  аудиторная учебная нагрузка - 72 часа;самостоятельная работа - 36 часов.
Общие основы технологии металлообработки и работ на МРС С  целью овладения соответствующими  профессиональными компетенциями  обучающиеся  должны уметь: рассчитывать режимы резания по формулам, находить по справочникам  при разных видах обработки; оформлять техническую документацию; составлять  технологический процесс обработки  деталей на металлорежущих станках. Знать: сущность  и основные сведения о механизмах, машинах и деталях  машин; назначение и условия применения наиболее распространённых  универсальных  и  специальных приспособлений; правила технического обслуживания  и способы проверки, нормы точности станков  токарной, фрезерной  расточных и шлифовальной группы; назначение и правила применения режущего инструмента; углы, правила заточки  и  установки резцов и  сверел; правила определения режимов резания по справочникам  и по паспорту станка; грузоподъёмное  оборудование, применяемое в металлообрабатывающих  цехах; основные направления автоматизации производственных процессов; основные понятия и определения  технологических процессов изготовления деталей  и режимов обработки; принцип базирования; общие сведения о проектировании технологических процессов; порядок оформления технологической документации.
Содержание курса направлено на развитие логического и технического мышления, овладение техническими знаниями и  умениями а также воспитание средствам технической культуры личности.
Безопасность жизнедеятельности Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОПОП в соответствии с ФГОС НПО по профессии Наладчик станков и оборудования в механообработке. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа; самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
Эффективное поведение на рынке труда Данная дисциплина является предметом регионального компонента и входит в  общепрофессиональный  цикл.  Объем учебного времени – 39 часов. Цели изучения дисциплины и ожидаемые результаты: сформированные компетенции выпускника, необходимые для  результативного поведения на рынке труда. Это арсенал приёмов и методов  самопрезентации во время контакта с работодателем  по телефону и при собеседовании;  навыки результативного поиска работы по объявлениям и телефонным звонкам;  поведенческие навыки эффективной и быстрой адаптации на рабочем месте; навыки составления представительских документов; знание правовых основ трудовых отношений. Формы и методы представления учебного материала:тренинг, проблемное изложение, написание творческих работ, работа с учебными видеороликами, игровые методы, выполнение практических упражнений, небольшая исследовательская работа учащихся в виде составления схем, кластеров, сообщений; метод проектов. Итоговая аттестация в форме дифференцированного  зачёта ( тестирование).
Охрана труда В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь выполнять санитарно- технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать правила техники безопасности и охраны труда при работе с электрооборудованием , металлорежущими станками и инструментом на рабочем месте; нормативно- правовую базу охраны труда и техники безопасности; виды и периодичность инструктажа по технике безопасности и охране труда (ТБ и ОТ).
Гидравлические и пневматические системы Курс направлен на достижение следующих результатов освоения дисциплины: читать и составлять несложные гидравлические и пневматические  схемы приводов; производить расчет основных параметров гидравлических и пневматических приводов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать основы гидростатики, гидродинамики и термодинамики; структуру, основные элементы и виды управления гидравлических, пневматических и комбинированных приводов; устройство компрессорных и холодильных установок.
Технологическое программирование Объектами профессиональной деятельности при изучении данной общепрофессиональной дисциплины являются токарные автоматы и полуавтоматы различных типов; промышленные манипуляторы (роботы) с программным управлением; режимно - технологические карты обработки деталей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять наладку станков и манипуляторов с программным управлением;
-  устранять неполадки и сбои в работе аппаратного обеспечения;
-  направлять аппаратное обеспечение на ремонт в специализированные сервисные центры;
-  вести отчетную и техническую документацию.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: устройство числового программного управления; правила кодирования информации управляющих программ; требования к технической документации на устройства числового программного управления для металлообрабатывающего оборудования в части информации управляющих программ.
Информационные системы в профессиональной деятельности В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: обрабатывать текстовую и числовую информацию; применять мультимедийные технологии обработки и представления информации; обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакета прикладных программ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: назначение и виды информационных технологий, технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации; состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий; базовые и прикладные информационные технологии; инструментальные средства информационных технологий.
В процессе изучения дисциплины обучающиеся познакомятся с электронными коммуникациями и их ролью в управлении предприятием; автоматизированными рабочими местами (АРМ), методикой работы в текстовом редакторе Microsoft Word, а также с электронными таблицами Microsoft Excel (ЭТ), с базами данных Microsoft Ассеss»,  с презентациями Microsoft PowerPoint, архиваторами и архивацией, компьютерными вирусами.  
Программы профессиональных модулей
Наладка станков и манипуляторов с программным управлением С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт работы по выполнению наладки станков и манипуляторов с ПУ; технического обслуживания станков и манипуляторов с ПУ.
Обучающийся должен также уметь обеспечивать безопасную работу; выполнять наладку на холостом ходу и в рабочем режиме механических и электромеханических устройств с ПУ для обработки простых и средней сложности деталей; выполнять наладку нулевого положения и наладку зажимных приспособлений; проверять станки на точность, манипуляторы на работоспособность и точность позиционирования; знать технику безопасности при работе; устройство обслуживаемых однотипных станков, промышленных манипуляторов с ПУ; способы и правила механической и электромеханической наладки; правила проверки станков на точность, манипуляторов на работоспособность и точность позиционирования; устройства и правила применения универсальных и специальных приспособлений, контрольно-измерительных инструментов и приборов; правила заточки, доводки и установки универсального и специального режущего инструмента; способы корректировки режимов резания по результатам работы станка; основы электроники, гидравлики и программирования в пределах выполняемой работы; правила чтения режимно- технологических карт обработки деталей; способы установки инструмента в блоки; правила регулирования приспособлений.
Выполнение работ на сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станках Профессиональный модуль включает в себя междисциплинарный курс «Технология обработки на металлорежущих станках». Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт: обработки деталей на универсальных сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станках; технического обслуживания станков; наладки станков; установки деталей; контроля качества обработанных деталей.
При усвоении профессионального модуля обучающийся должен уметь: обеспечивать безопасную работу; выполнять работы по обработке деталей на сверлильных, токарных и фрезерных станках, на шлифовальных станках с применением охлаждающей жидкости, с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений и соблюдением последовательности обработки и режимов резания в соответствии с технологической картой или указаниями мастера; выполнять сверление, рассверливание, зенкерование сквозных и гладких отверстий в деталях, расположенных в одной плоскости, по кондукторам, шаблонам, упорам и разметке на сверлильных станках; нарезать резьбы диаметром свыше 2 мм и до 24 мм на проход и в упор на сверлильных станках; нарезать наружную и внутреннюю однозаходную треугольную, прямоугольную и трапецеидальную резьбу резцом, многорезцовыми головками; выполнять сверление, развертывание, растачивание отверстий у деталей из легированных сталей, специальных и твердых сплавов; нарезать всевозможные резьбы и спирали на универсальных и оптических делительных головках с выполнением всех необходимых расчетов; фрезеровать сложные крупногабаритные детали и узлы на уникальном оборудовании; выполнять шлифование и доводку наружных и внутренних фасонных поверхностей и сопряженных с криволинейными цилиндрических поверхностей с труднодоступными для обработки и измерения местами; выполнять шлифование электрокорунда; контролировать качество выполненных работ; выполнять подналадку сверлильных, токарных, фрезерных и шлифовальных станков; выполнять наладку обслуживаемых станков и др.
Физическая культура В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;  основы здорового образа жизни.
При изучении дисциплины обучающийся знакомится с такими разделами как:общие вопросы по основам теории физического воспитания; основные средства физической культуры (гимнастика, ритмическая гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт и др.).
Программы практики
Учебная практика Учебная практика направлена на формирование у обучающихся практических профессиональных умений, приобретение первоначального профессионального опыта, реализуется в рамках модулей ППКРС по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной рабочей профессии.
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и/или преподавателями профессионального цикла в учебных, учебно – производственных мастерских, лабораториях и других специально оборудованных помещениях колледжа.
Производственная практика / практика по профилю подготовки рабочих кадров Практика по профилю подготовки рабочих кадров направлена на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ППКРС по каждому из видов профессиональной деятельности. Производственная практика проводится в организациях/ на предприятиях на основе договоров, заключаемых между колледжем и этими организациями/ предприятиями. При формировании баз практики учитывается наличие материально-технической оснащённости и квалифицированных кадров. Производственная практика проводится в организациях/ на предприятиях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Учебно-методическая документация и материалы, разработанные колледжем для обеспечения образовательного процесса по ППКРС "Наладчик станков и оборудования в механообработке": рабочие программы - 29, контрольно-оценочные средства - 26, методические и учебно-методические пособия - 3 (из них ЭУМК - 1).